Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи

rcl-uploader:post_thumbnail

Православный Свято-Тихоновский
гуманитарный университет

XII МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ VI:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ИНСТИТУТАМИ И СМИ».

Конференция «Наука в свете христианского миропонимания»
Секция «Семья – Школа – Музей — Приход: Диалог»

Тема:
«Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании
детей и молодежи».

Автор: заведующий школьным музеем
«Непобежденный Гангут»
ГБОУ средней общеобразовательной школы №368
с углубленным изучением английского языка
Санкт – Петербурга Дашевская Е.В.

Москва
30.01.2024 г

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в наше великое прошлое, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно — исследовательской деятельности музея.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Главное, ради чего создавался наш школьный музей – дети: их обучение, воспитание и развитие. Какой бы тематике ни был посвящён школьный музей: войне, истории, этнографии, он всегда воспитывает патриота своей Родины, гордость за себя и свой труд, т.к. школьный музей жив только тогда, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские
работы, проводят экскурсии, принимают участие в играх, конкурсах, конференциях и т.д .
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности и гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему своей родины.
Какую роль играет музейная педагогика и краеведение в духовном и нравственном становлении личности?

Академик Д.С. Лихачев называл краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности», которая «учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Он утверждал, что «без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма».

Наш школьный музей «Непобежденный Гангут» создан в 1973 в школе 224, а с закрытием ее, в 1984 году передан нашей школе. Мы отметили 50 летие музея. Музей получил статус школьного военно-исторического.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Наш музей представляет собой два зала. Первый – Петровский зал (Гангутское сражение 1714г, в Северной войне с Швецией1700-1721гг.), в центре которого находится бюст Петра I (копия работы ленинградского скульптора М.К. Аникушина), копии 8 из 15 знамен, участвовавших в Гангутском сражении, макеты матросов Петровского времени, макеты фрегатов, также план Гангутского сражения, офорты боя, кораблей «Гангут» в разные века. ( Рассказ о битве при Гангуте).

Хочется отметить недостаточное отражение в учебниках истории битвы при Гангуте, поэтому экспозиция нашего музея позволяет дополнить страницы героической истории нашей Родины.
Второй — зал Великой Отечественной войны (По итогам советско-финской зимней войны Советскому союзу был передан в аренду на 30 лет полуостров Ханко(п.Гангут) с прилегающими к нему островами для создания Военно-морской базы (засекреченный объект) , которая с воздуха, с моря защищала наш город от врага с 22 июня по 2 декабря 1941г , 164 героических дня и покинули базу по приказу главнокомандующего, двигаясь караваном судов по узкому Финскому заливу, под перекрестным огнем противника, доставив в блокадный Ленинград все оборудование, людей, продукты.

Музей имеет паспорт, знак, гимн.

Основные цели работы нашего музея: воспитание сопричастности со своими героическими предками, воспитание патриотизма, гражданственности через экспонаты, которые несут в себе смысловую, образно-знаковую нагрузку и помогают изучить духовную культуру нашего народа.
Все мероприятия духовно-нравственной и патриотической направленности проходят на базе нашего музея.
В музее собраны экспонаты, представляющие культурную и историческую ценность. Это фотографии, письма, личные вещи ветеранов гангутцев – ханковцев, которые и приняли участие в организации школьного музея 50 лет назад. Уже позже много экспонатов были переданы учащимися школы и созданы их родителями.
Наш музей — живой организм. Он постоянно пополняется экспонатами, созданы экспозиции и временные выставки, которые используются в учебной работе в виде экскурсий, проектов, исследовательской деятельности.

Большая работа была проделана нашими школьниками, выпускниками и педагогами, чтобы будущее поколение детей могло узнать и помнить историю нашего края. В музее представлен материал по военной истории и краеведению.

Ветераны Великой Отечественной войны, блокадники – частые гости в нашей школе, принимают участие в наших праздниках. В настоящее время музей поддерживает связь с семьями ветеранов.

Администрация нашей школы в лице директора Соколовой С.Н., а также педагогический коллектив способствуют сохранению и трансляции идей духовности, высокой нравственности предыдущих поколений нашим детям.
«Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» — писал академик Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека…

2

Автор публикации

10
Комментарии: 0Публикации: 6Регистрация: 14-04-2022

Евгения Владимировна Дашевская

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Генерация пароля